Cooking consultant.Greek wife.Mom of GeorgiadisJr. (mrsgeorgiadis) wrote,
Cooking consultant.Greek wife.Mom of GeorgiadisJr.
mrsgeorgiadis

Ранее развитие детей. Моя точка зрения.

Доброй ночи. А как вы изучаете цвета и цифры? Вечерний пост сегодня подготовлен не для моей традиционной рубрики #рецептысчастья, и посвящен он преимущественно мамам, но на самом деле, всё крутится вокруг одного - гармонии и осознанности. Хочу немного поговорить о раннем развитии. Спорная тема. Готова ловить тапки. Вопреки всеобщей моде на чтение-карточки-английский с пеленок и многочисленные школы развития, у меня сложилась достаточно четкая позиция по этому вопросу. Она не за и не против, а где-то между. Я практикую обучение через познание мира, минимум теории - максимум практики. Я - за гармоничное развитие.

Тот факт, что возможности мозга человека безграничны, а у ребенка особенно, не вызывает сомнений. То, что ребенок может учиться всему быстро, с первого раза и вообще в невероятных объемах, тоже. Однако вопрос, как и зачем ему и нам это нужно. Этап первый. С пеленок. Уверена, и никто меня в этом не переубедит, что с пеленок и, как минимум, до начала самостоятельного передвижения, ребенку необходима Мама. Не карточки-книжки-игрушки, а мамины руки, мамино тепло, мамин запах, мамин голос, стук маминого сердца и, да простят меня другие мамы, ГВ по требованию в неограниченном количестве*. Да, ничто не мешает читать ребенку вслух, развлекать его разными штуками, но это второстепенно. Обучение же в чистом виде, на мой взгляд, в этот период просто бессмысленно. Зато ребенку можно петь, можно с ним танцевать, много целовать, гладить, щекотать и обнимать, делать массажики удовольствия для, а не графика ради. Развивать тем самым тактильное и аудиовосприятие. Постепенно и визуальное, конечно. Для этого у мамы есть лицо (мимика, эмоции, "глазки", "носик" итд). Но показывать карточки, увешивать кроватку младенца плакатами или читать ему вслух Пушкина и Ницше? Это точно не для меня. Зачем? Не вопрос, если сама мама увлекается чтением классиков вслух, дома исключительно "правильная" музыка, а стены в принципе увешаны шедеврами мировой классики. Тогда да, пусть малыш привыкает к привычной для родителей среде. Я, например, в первые полгода много пела малышу, но это мне самой очень нравилось. И всегда много говорила с ним, как со взрослым, объясняла и разговаривала. Этап второй. Ребенок пытается ползти или ползает, уверенно или не очень сидит, возможно, даже кушает прикорм. Начинает интересоваться окружающим миром. Что мама может сделать? Самое главное, сохранять ласки, объятия, спокойный и ласковый голос! ГВ, конечно, если маме и малышу с этим счастьем повезло. Это, по-прежнему, первоочередная задача мамы - комфорт, сытость, ласка, уверенность. Затем общение. С ребенком надо разговаривать. Как со взрослым. И только когда эти потребности удовлетворены по полной программе, добавляются "занятия". Но лично я придерживалась в этом возрасте сына, да и до сих пор, спонтанности и вдохновения. То есть не "умылись-поели-поиграли-почитали", а мягкое и ненавязчивое обучение в процессе всех бытовых действий и игр. Например, называла все предметы, мимо которых шли, которыми пользовались, или которые сам малыш брал в ручки. Проговаривала их цвета, количество, размер, географическое расположение ("Вот, наденем этот красный носочек на левую ножку, раз! А теперь на левую, два!" или "Какая большая зеленая ложка на столе, смотри" и все в таком духе). Конечно, практиковала разные смешинки и игры типа ку-ку, которые придумывались по ходу пьесы. Веселые подвижные песенки-игры, например, Железновых (Краб, Паучок, Где же наши ручки и так далее). Некоторые песенки и игры придумывались просто сами собой. Например, такая песенка: "Мой сыночек дорогой/Ангелочек золотой/Мой красивый мальчик/Мой любимый зайчик/ Мой родной котеночек/ Маленький ребеночек/ Мой сынуля сладкий/ Жора Шоколадкин" и много других ритмичных рифм. Начинала предлагать простые книжки, карточки и логические игрушки (пирамида, сортер, спираль и подобные). Но не обучала по ним от корки до корки, от колечка до макушки. А лишь предлагала, рассказывала и показывала сама, что надо делать и что нарисовано-написано. Как только у ребенка пропадал интерес - убирала или оставляла его "наедине" с предметом (хочет грызть книжку или катать колечки от пирамидки - пусть). Карточки иногда показывала, да. Но не по методике Домана, а сама озвучивала их и сопровождала потешками-стишками. Иногда. Этап третий. Условно после года. Малыш уверенно или нет ходит, произносит первые слова или слоги. Всё то же самое! Ласка, тактильный контакт, разговоры (ГВ, если для кого-то это важно и интересно). Появились любимые книги, животные и предметы. С удовольствием листали книги, я рассказывала, что к чему. Обычно книгу брал сам, либо я предлагала, когда видела, что ребенок закончил предыдущее занятие (игра, сон, еда), если интереса не было - убирала. Малыш сам выполняет некие простые действия типа правильного сбора пирамидки. Много слов и звукоподражаний, мимики и эмоций. Проговаривала все действия и объясняла, как взрослому, просто более короткими фразами, что, как и почему происходит. Иногда предлагала новые занятия - краски, фломастеры, пластилин. Примерно в 1,3 года появился активный интерес к правильному сбору Лего Дупло, вот это вообще для нас был хит, остается и по сей день! С удовольствием играл машинами, самолетами, поездами. Появились любимые игрушки. Мог достаточно долго заниматься самостоятельно. Я лишь добавляла-убирала предметы. Самостоятельно ест и пьет. Да, карточки пригодились ненадолго. Вместе оклеили ими стену, поизучали с недельку. А потом сын их ликвидировал со стены. Этап четвертый, после полутора лет, to be continued Ребенок изъясняется простыми фразами, изображает многочисленные предметы и понятия, давно и уверенно использует самостоятельно ряд бытовых предметов (ложка, вилка, кружка, питье через трубочку, расческа, зубная щетка и так далее), совершенно "по-взрослому" играет машинами. Явно выраженое чувство юмора. Явный интерес к окружающему миру. Явный период "я сам!". Пожалуй, самое сложное за весь период после родов, время для меня. Ребенок - полноценная личность со своим характером, настроением, биоритмами и планами. Которые не всегда идут в ногу с моими. Учимся взаимодействовать и жить вместе. Читаю вслух, когда это интересно. Объясняю понятия окружающего мира, играем вместе в достаточно сложные игры, вместе рисуем, смотрим и обсуждаем мультфильмы, играем в логические игры на айпаде (ловлю тапки))) У ребенка сейчас ярко выражены способности логики, аналитики. Я лишь мягко направляю его и объясняю, что к чему. Сравниваем размер, форму и цвет предметов. Знает букву А, цифру 1, слова ПАПА, МАМА, БАБА, ДЕДА на письме. Обсуждаем события в прошедшем и будущем времени, то есть тренируем память. Важно, что в этих "занятиях", как всегда, без схемы и расписания, лидер - ребенок! Он выбирает себе сам занятие, либо выбирает из предложенного мной. Спонтанно и по вдохновению, чем мы только не занимаемся: Например, спрашиваю, что нарисовать? Какого цвета? Сколько? Выбирает, что надеть на прогулку? Объясняю процесс созревания земляники в течение 2 месяцев, каждые выходные проверяем, что сейчас на кустике, потом мы вместе собираем спелые красные ягодки и едим. Вообще, загородная жизнь очень стимулирует развитие психомоторики. Строим вместе из всего, что под руку попадает,"город" с трассами, тоннелями, железной дорогой и башнями. Шикааарная развивашка - совместный сбор мебели и техники с применением реальных инструментов - отвертки, шуруповерта, молотка и так далее. Играем в "куда тебя поцеловать?" - малыш сам показывает. Играем в съедобное-несъедобное, причем, эту игру сам придумал ребенок!!! Показал на лампочку: "Ням-ням нет?" (Крутит головой), потом "а кису"? Нееет, улыбается, крутит головой. А папу? Нееет. А кашку? Дааа, кивает головой. И так каждый день рождается что-то новое! Мне этого более, чем достаточно. Мне не нужно, чтобы ребенок читал в 2,5 года, а в 5 болтал по-английски, как я сама. Нет. Мне нужен просто счастливый ребенок, который умеет принимать решения. Хотя, если он сам захочет читать и спик инглиш рано, мешать ему, конечно, не стану. *А про школы развития добавлю следующее. До и во время беременности я была, конечно, "за". После родов явно поняла, что надо отложить минимум до года. Сейчас же, находясь в самом начале своей осознанной жизни, я даже не против, а просто отношусь иначе. Просто у нас действительно не было даже потребности в посещении "развивашек" до текущего возраста. Сейчас я созрела сходить на пробное занятие (сыну 1,9). Но не ради новых знаний и обучения, а в рамках некой социализации, ведь рано или поздно на пути будет сад или школа. Хочу посмотреть на ребенка в новых для него условиях. На его общение со сверстниками, ранее незнакомыми, хотя у нас и так достаточно много друзей-сверстников. Посмотреть на методы работы педагога с детьми, на среду Монтессори и не только. Возможно, почерпнуть новые занятия для дома. Что касается ГВ ... Искренне прошу прощения у мам, которые не познали этого счастья в силу тех или иных причин, но простые мои наблюдения показывают, что в большинстве случаев в "обучение гениальности с пеленок" ударяются те мамы, которые недодали малышам самого главного в младенчестве - ГВ, возможно, восполняя тем самым некое подсознательное чувство, стремясь "додать" в другом, преуспеть, простимулировать к скорейшему взрослению. Потратить свое время с пользой. Еще раз, приношу заранее свои извинения, у меня нет цели обидеть. Все мамы разные и ГВ, конечно, не главное. Главное - любовь и уважение к маленькой личности. Близость с ребенком, объятия и поцелуи, ношение на руках, совместный сон, если позволите, - всё это может свернуть горы! Я лишь анализирую происходящее вокруг. Просто сама стремлюсь к гармонии и мягкому и естественным развитию своего ребенка, не навязывая свою точку зрения другим. Я за гармонию. Я за любовь. Спасибо за понимание.

Tags: ГВ, Обо мне, Осознанное родительство, Рецепты счастья, кормящая мама
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment